hlumplum (hlumplum) wrote,
hlumplum
hlumplum

ВОДОЛАЗЫ ОСМОТРЕЛИ ПРИЧАЛЫ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ И не только

Оригинал взят у moryakukrainy в ВОДОЛАЗЫ ОСМОТРЕЛИ ПРИЧАЛЫ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ И не только
PA220866



Группа водолазов Государственного НИИ морского транспорта «ЧерноморНИИпроект» только вернулась с «полей». Так здесь говорят о подводных работах. Обследовали причалы практической гавани в Одесском порту – в помощь нашему военно-морскому флоту. До этого ребята работали в Южном, Ильичевске, Измаиле, Скадовске и других морских портах Украины. Сегодня, может быть как никогда, необходимо поддерживать отечественный причальный фронт в нормальном состоянии


Наша задача – сохранить причалы
С этим направлением в работе ЧерноморНИИпроекта нас знакомит директор института Сергей Георгиевич Никулин. Но прежде наш вопрос о сегодняшнем состоянии гидротехнических сооружений морских портов Украины.
–- Украина, включая Крым, имеет порядка 44 км грузового причального фронта – около 290 причалов морских портов и 40 судоремонтных заводов. Это наше самое главное морское  национальное достояние. Собственного флота Украина, увы, не имеет. Все же, в порты заходят другие суда. И если не беречь причальный фронт, то ему тоже может быть уготована судьба нашего флота. Порты – это прямое попадание валюты в страну. Для того, чтобы подойти к причалам, судно должно заплатить корабельные, маячные, канальные, причальные сборы…

К сожалению, на 1991-ый год не менее 40% причалов так или иначе нуждались в капитальном ремонте или реконструкции. С тех пор, понятно, в лучшую сторону ничего не изменилось. Сегодня, в результате принятия «Закона о морских портах Украины», все гидротехнические сооружения принадлежат Государственным администрациям морских портов. Администрации должны по-хозяйски относиться к своим сооружениям, по сути, основным государственным фондам.

В этом плане специалистами ЧерноморНИИпроекта проведены инженерные обследования (подводные и надводные) и оценка современного технического состояния более 70% причального фронта морских портов Украины – общей протяженностью около 30 км. При этом выполнены работы по оценке фактического деформативного состояния абсолютного большинства из них.
Объективная оценка фактического технического и деформативного состояний гидротехнических сооружений позволила разработать первоочередные мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации, определить номенклатуру и объемы ремонтно-восстановительных работ, а также принять своевременные решения по обеспечению бесперебойной эксплуатации причального фронта портов Украины. Таким образом, паспортизировано порядка 230 причалов морских портов, а также около 50 подходных каналов и акваторий морских портов Украины.
пойзнерDSCF1666Слово заведующему Лабораторией исследования конструкций гидротехнических сооружений Михаилу Борисовичу Пойзнеру:
– Украина – единственная в мире страна, где морская гидротехника подведомственна Регистру судоходства, на который возложены соответствующие надзорные функции. Опыт показывает, что, как правило, решая текущие задачи, гидротехнические сооружения морских портов, зачастую, эксплуатируют с отступлениями от действующих нормативных требований. Наши инженеры – гидротехники, гидрологи, геодезисты, особенно водолазы, нацелены на объективную оценку технического состояния и обеспечение условий безопасной эксплуатации причального фронта морских портов.

В одесском порту разминировали бомбу
Основная задача группы водолазов ЧерноморНИИпроекта – определить техническое состояние сооружений в подводной зоне. В их функции входит: провести диагностику состояния конструкций и выдать соответствующее заключение. А уже задача инженеров решать дальнейшую судьбу сооружения – проводить ли ремонт, в каком объеме, как назначить величину допустимых нагрузок. Наши водолазы – специально обученные люди, профессионалы своего дела. Они имеют самую высокую водолазную квалификацию – I класс, 1 и 2 группы специализации, то есть имеют допуск к обследованию подводных частей морских сооружений. К тому же, им выданы соответствующие классификационные сертификаты и признания Регистра судоходства Украины.

Роман Коник 20 лет работает водолазом, водолаз I класса. Подводному делу учился в Севастополе.
– Когда первый раз спустился под воду, увидел, как там красиво, решил посвятить этому свою жизнь. Несмотря на то, что есть определенная доля риска, я люблю подводную стихию. Главное – соблюдать необходимые меры безопасности и быть профессионалом.

Сергей Косюк прошел курсы водолазов «Экипаж» в Одессе. Работал водолазом-взрывником в МЧС. На его счету обезвреживание бомбы ВОВ, которую нашли в акватории Одесского порта, подводное и наземное разминирование. Участвовал в поднятии боевого снаряда в порту Скадовск. Во время вьетнамского конфликта на суда грузили оружие и уронили снаряд. Сейчас обнаружили, обезвредили.

– Конечно, работа водолаза опасна, – соглашается Сергей. – Мы обследуем причалы. А во время зимних штормов под них «заносится» что угодно. Мы находили не только сети, якоря, кранцы, щвартовые, но и ядра – водолаз показывает на стенд предметов, найденных в морских глубинах. – Сам момент спуска под воду тоже имеет свои нюансы. Нужно быть профессионалом и иметь соответствующую физическую подготовку, чтобы контролировать ситуацию. Любой спуск – это испытание для организма. Работая на глубине несколько часов, теряешь, как минимум, пару килограммов веса. При подъеме с большой глубины приходится делать остановку на трех метрах, чтобы не получить «кессонку» – когда кровь не успевает очиститься от углекислого газа. А иногда и бывает, что нужно срочно подняться…

Водолазом с 10 лет!
Константин Новиков – водолаз I класса, мастер водолазных работ. Опыт работы под водой – больше четверти века.
– Водолазом решил стать еще в детстве, – рассказывает Константин Михайлович. – Свою первую работу выполнил, когда мне было 10 лет. На 5-ой станции Фонтана «прорвала» водопроводная труба, вода била из люка фонтаном. Приехала бригада Одесводоканала, как сейчас помню, в фуфайках и сапогах, несмотря на летнюю жару. Мастера попытались перекрыть вентиль. Не получилось.

Как раз мне друзья отца подарили маску с трубкой. И я предложил помощь, но за вознаграждение. Подсчитал, сколько у нас ребят во дворе, и какая сумма нужна на кофейное мороженное, которое по 11 копеек. Попросил сестру принести маску с трубкой. Опустился в люк и закрыл вентиль. На заработанные деньги мы всей нашей ватагой двинулись за мороженым.
Затем была Одесская морская школа ДОСААФ, обучение в Нахимовке – легендарном Севастопольском военно-морском училище им. П.С. Нахимова. Работал водолазом на судах, сейчас – на обследовании гидротехнических сооружений.

– К нам обращаются по самым разным вопросам, касающимся портовых сооружений, – объясняет Константин Михайлович. – Смотрим причалы, чтобы выяснить, какие процессы намечаются под водой, улавливаем малейшие тенденции к проявлению деформаций конструкций. Особо важно контролировать состояние оградительных сооружений. Если эти сооружения – молы и волноломы – будут «пропускать» волну, аварий на акватории не избежать. Обследуем состояние подходных каналов и портовых акваторий, занимаемся промерами глубин. Моя особая страсть – это маяки.

Стены лаборатории украшены фотографиями маяков, собранных со всего света. Батумский, Потийский, Ялтинский, Воронцовский – у каждого своя история, которую бережно хранит в своих фотографиях Константин Новиков.

Диагноз украинским причалам – ремонт или реконструкция для их безопасности!
Чтобы выполнять подводные работы необходимо современное снаряжение.
– Для работы у нас есть все, – подчеркивает Михаил Борисович Пойзнер. – Институт обеспечен всем необходимым, чтобы обследовать как обычные, так и уникальные сооружения – выполнять сверхкачественную фото- и видеосъемку, определить толщину металла и степень коррозийного износа под водой, деформации отдельных конструктивных  элементов, взять пробы грунта на глубинах до 20 метров. Конечная цель – комплексная оценка фактического технического состояния гидротехнических сооружений, в том числе портовых акваторий и подходных каналов. Все это способствует осуществлению действенного государственного контроля за безопасностью мореплавания.

P.S. …Водолазы ЧерноморНИИпроекта снова отправляются в «поле» – обследовать очередные гидротехнические сооружения, чтобы поставить «подводный диагноз», с тем, чтобы инженеры разработали оптимальные метод и средства лечения, предсказали судьбу и пути дальнейшей жизни.
Есть надежда, что причальный фронт морских портов Украины будет сохранен.

Инна Ищук

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments